Статья о роли и задачах информационного администратора в управленческом учете при эксплуатации сложных информационных систем. В статье разъясняется суть понятия "информационный администратор", обосновывается важность этой кадровой позиции в структуре компании, эксплуатирующей сложные информационные системы. Рассмотрены задачи информационного администратора на примере эксплуатации системы управления строительством и продажами недвижимости.
В задачи информационного администратора входит осуществление, в рамках делегированных руководством организации полномочий, специальных функций, которые исходя из соображений информационной безопасности и требований к уровню квалификации не могут быть поручены другим сотрудникам.
Соображения информационной безопасности заключаются в том, что нельзя поручить рядовым сотрудникам осуществлять ряд действий, которые могут привести в злоупотреблениям, к порче информации в системе управленческого учета, к возможному выводу системы управленческого учета из строя.
Соображения относительно уровня квалификации заключаются в том, что такие задачи, как ведение перечня объектов недвижимости, ведение правоустанавливающих документов, формирование аналитической отчетности, требуют особых знаний, которыми многие сотрудники в силу своих функциональных обязанностей не обладают.
Информационный администратор в силу своих функций должен обладать знаниями обо всех бизнес-процессах организации, прямо или косвенно влияющих на управленческий учет, и иметь достаточную квалификацию для их понимания: от знания процесса заключения инвестиционных контрактов на строительство до общих знаний правил бухгалтерского учета. Информационный администратор должен обладать отличным уровнем технической грамотности и владеть такими инструментами, как система управленческого учета, программы семейства Microsoft Office, должен иметь хорошие навыки работы с электронной корреспонденцией.
В задачи информационного администратора не входит осуществление функций, права на исполнение которых делегированы непосредственно сотрудникам различных подразделений.
Основное отличие информационного администратора от оператора баз данных заключается в следующем: оператор баз данных выполняет функции набивки информации без досконального понимания природы этой информации и бизнес-процессов, в которых она используется.
Должность оператора баз данных используется организацией тогда, когда ни один сотрудник не обладает достаточным уровнем технической грамотности и владения компьютером, а организация не нацелена на инновационный рост. На данный момент должность оператор баз данных используется в основном в некоторых бюджетных учреждениях и малых организациях и исторически отмирает.
Взаимодействие с отделами
Дирекция
- Выполнение оперативных поручений руководства по построению регламентированных и аналитических отчётов.
Отдел сбыта
- Выполнение оперативных поручений руководства отдела.
- Выполнение поручений руководства отдела, связанных с помощью другим подразделениям.
- Ввод новых объектов объектов недвижимости.
- Ведение движения площадей: выпуск в реализацию, снятие с реализации, создание резервов под отдельные стратегические и оперативные задачи руководства.
- Утверждение платных клиентских резервов в ходе взаимодействия с менеджерами отдела.
- Учет договоров реализации по нетиповым схемам реализации.
- Осуществление расторжений договоров реализации.
- Формирование типовой отчетности.
- Формирование нетиповой отчетности.
- Формирование отчетности для группы телефонных операторов.
Бухгалтерия
- Подготовка актов сверки информации управленческого и бухгалтерского учета.
- Подготовка актов сверки с агентами по продаже недвижимости.
Юридический отдел
- Ведение учета правоустанавливающих документов: инвестиционные контракты, договоры соинвестирования, договоры поручения на реализацию, дополнительные соглашения к правоустанавливающим документам: ввод новых документов, ведение движения площадей (изменения через дополнительные соглашения) по существующим документам.
- Формирование задания юридическому отделу по подготовке оригиналов документов.
- Совместная выверка документов на предмет изменений и возможных ошибок,
Финансовый отдел
- Учет платежей по реализации, поступающих на счета организаций доверителей.
- Формирование необходимой отчетности для сверки платежей.
Отдел маркетинга
- Постановка задачи по оценке списков объектов недвижимости.
- Постановка задачи на формирование списков для вывода в продажу.
Прочие задачи
- Выполнение регулярных регламентных процедур.
- Формирование прайс-листа для сайта.
Требования к квалификации
- Высшее техническое образование (предпочтительно).
- Хорошие навыки владения офисными программами: Excel, Outlook, Word.
- Опыт работы в используемой системе управленческого учета или схожих с ней (предпочтительно).
- Знание основ финансового анализа.
- Знание основ бухгалтерского учета.
- Навыки анализа бизнес-процессов.
- Умение налаживать рабочие взаимоотношения с людьми.
- Умение составлять регламенты взаимодействия с другими подразделениями.
- Навыки по подготовке предложений по оптимизации взаимодействия с другими подразделениями.
Как видим, роль информационного администратора при эксплуатации сложных систем управленческого учета велика. От подбора подходящего на эту позицию человека и его обучения напрямую зависит эффективность эксплуатации системы управленческого учета и, как следствие, эффективность самих бизнес-процессов, учитываемых в системе.